Недавно в Санкт-Петербургских Ведомостях появилось интервью с С.Е.Рукшиным, заслуженным человеком в области образования.
Интервью было озаглавлено Не реформировать ли реформы , и я приведу из него небольшую цитату:
“- Нетрудно догадаться, какой «вброс» возмутил вас, представителя физматшколы, в первую очередь.
– К этому я еще вернусь, но и до того были не менее интересные предложения. Например, отменить отметки либо заменить 5-балльную систему на 10-, 12- или 100-балльную, ….
Пятибалльная система существует давно, и нет научных исследований, объясняющих, что десяти- или стобалльная система лучше. Кроме аргументов «а так на Западе». Мы строим национальную систему образования прежде всего в интересах России. И если мне говорят, что пятибалльная система несовершенна и поэтому учитель не знает, поставить ли «три с плюсом» или «четыре с минусом», то я поинтересуюсь: а учитель не растеряется, решая, ставить 19 баллов или все-таки 20?”
Я бы по этому поводу сказал так: система оценок – творческий инструмент в руках преподавателя, как минимум, в идеале. Любая система оценок может использоваться для создания давления на учеников, часто ничем не оправданного, кроме погони за рейтингом школы. Но, как мне кажется, пятибалльная система оценок давно устарела, ее давно пора приспособить к нуждам ЕГЭ и других экзаменов аналогичного формата. Сейчас получается, что субъективность при выставлении оценок очень велика. Например, в контрольной дается 5 задач, три стандартные, и две повышенной сложности. Было бы естественно оценивать стандартную задачу одним баллом, а повышенной сложности – двумя или тремя, в зависимости от их сложности. Еще проще – подбирать задачи так, чтобы сумма баллов была равна 10, и ставить оценку, исходя из этой суммы. Даже старая олимпиадная система “плюс-минус, минус-плюс” фактически дает за каждую задачу три балла (или четыре – как считать). Но то, что пятибалльная система не может и не хочет учитывать разброс сложности задач – неоспоримый факт. В результате, в рамках пятибалльной системы некая учительница в возрасте ставит так: “одна ошибка – двойка”. Впрочем, молодые учителя из одного известного лицея при старом уважаемом техническом ВУЗе не отстают. Перенимают опыт с нескрываемым удовольствием.
Для меня ситуация однозначна – систему оценок надо менять. Я понимаю многие проблемы на этом пути, но то, что старая система устарела и нуждается, как минимум, в совершенствовании, лично мне кажется бесспорным.