Онлайн-курсы – взгляд преподавателя

Ниже следует текст моего коллеги, преподавателя истории и обществознания. Взгляд интересный, имеет смысл принять во внимание.

Я для себя изучал вопрос работы курсов, потом оформил мысли в следующий текст. Вдруг кому-то будет интересно. На истину не претендую. Заранее прошу прощения за вольную лексику и объем текста. Текст писался прежде всего о курсах по гуманитарным предметам, но, общий принцип, думаю, везде один и тот же.

В основе успеха онлайн-школ лежит очень интересная и простая система. Это беспроигрышный лохотрон, который работает благодаря агрессивному маркетингу. До абсурда активная и многообещающая реклама. Это первый кит. Он обеспечивает огромный набор учеников. А вторым китом выступает, как ни парадоксально, противоположное огромному набору — отсев. После каждой видеолекции (о них подробнее ниже) ученик получает огромный пакет заданий, обязательных для выполнения. Многие задания придуманы внутри курсов онлайн-школы и к заданиям от составителей ЕГЭ не имеют никакого отношения. Это приводит к тому, что около 15-20 % из них просто неграмотно сформулированы.

Далее пара слов о проверке: задания проверяются кураторами. Что из себя представляют кураторы? Барабанная дробь! Это ученики этих же онлайн-школ, которые в прошлом году получили хорошие баллы, попросту сегодняшние первокурсники. Помимо полного отсутствия опыта работы, обусловленного возрастом, ситуация осложняется тем, что так называемые «кураторы» не получают должного обучения. На практике это одно-два установочных занятия, на которых в лучшем случае будет озвучено что-то из комментариев составителей ЕГЭ. Отдельного внимания заслуживает проверка этих «кураторов». Она весьма интересна и сводится к написанию кратких комментариев в гугл-документе, мол, вот здесь неправильная формулировка по их мнению. А затем дается ссылка на идеальные ключи. Разбора причин ошибок и прочего не проводится. Разве что спросить у куратора лично в переписке. Но по каждому заданию ученик спрашивать не будет, это очевидно. Да и далеко не каждый школьник осознает, что здесь не мешало бы уточнение и идет на поводу у иллюзорного авторитета куратора. Большинству вообще начинает казаться, что они все поняли, увидев ключи. Но даже если вопрос куратору все же был задан, сможет ли такой квалифициронный специалист дать грамотную обратную связь? Полагаю, ответ очевиден. Тестовые задания проверяются автоматически компьютером. По итогу вновь ссылка на ключи — смотрите, дети, какие цифры правильные и ничего больше.

Если кто-то не справляется с абсурдно огромным объемом задач, то его выгоняют. Серьезно. Если ты не сделал кучу плохо сделанных и скверно проверяемых заданий, то тебя выгонят. Деньги не вернут и выгонят. Ты же не справился? Не справился. А мы причем? Вот так и работает отсев. Далее, как и было обещано, о лекциях. Они дают общие видеолекции от «лица курса», которые, кстати, чаще всего очень средние, а то и плохие по уровню. Куча фактических неточностей и прочего. Но обязательно бодро и позитивно звучащие. Затем, к каждому занятию огромный набор материала, как уже говорилось выше, который они должны сделать. Безумно огромное количество тестов и заданий второй части. Так отсеваются лентяи и те, кто просто не может выдержать этот дикий темп. Остаются те, кто упорен до абсурда. Остаются работяги. О таких ребятах, чуть ниже, а пока побеседуем о пользе отсеянных. Следует отметить, что с тех, кого выгнали, они уже получили деньги за период, который они были в группе. В подобного рода онлайн-школах обычно система предоплаты за месяц/семестр/курс. На место выбывших, теперь уже под маркой «ускоренных» курсов они привлекают новый набор купившихся на агрессивную рекламу. Их держат немного, а потом, примерно перед экзаменом, отсеивают за лень. В конечном итоге, они набирают слабых/глупых, которые очень активно идут на волшебные обещания о сотке, имеют с них деньги, а потом отбрасывают, не имея репутационных потерь. Ведь слабые/глупые делают средний балл 50 или еще ниже, но это по факту к курсам не имеет никакого отношения. Ведь эти дебилы были своевременно изгнаны с позором. И совершенно неважно, что полгода их доили… Как говорится, лох не мамонт, лох не вымрет.

Теперь о дебилах иного рода. О работягах, которые остались. Они делятся на четыре категории: 1) Те, у которых есть и курсы, и репетитор. И они справляются со всем. Репетитор корректирует проблемы курсов, дает грамотный анализ второй части, а курсы нужны для поддержания себя в форме. Вместо репетитора может быть и просто классный учитель в школе. В итоге они набирают 90+ или 100 баллов. Но, в этом красивом результате заслуги курсов не больше 20%. Порой еще меньше. 2) Работяги, которым повезло. Они пашут. Они умны. Они делают что-то помимо заданий онлайн-школы, и по большому счету им и курсы-то не нужны: посмотрев бесплатные и более качественные видеолекции, прорешав задания банка ФИПИ и сборники от составителей ЕГЭ (где так же есть ответы), изучив методические рекомендации по проверке они способны достичь высоких результатов. Необходимость в курсах у них скорее психологическая: все вокруг имеют репетиторов, всячески готовятся, мне тоже нужно! Но, как ни парадоксально, именно они в дальнейшем становятся главными сторонники курсов после окончания, считая именно их причиной своего успеха. Из них набирается основная масса кураторов на будущий год. 3) Работяги, которым НЕ повезло с проверкой. Она была грамотной и даже строгой, или КИМ оказался действительно сложным. Они получили свои 70 баллов. Им нет смысла сильно возмущаться. Ведь это вполне достойные 70, а не 50. Но от этой категории есть негативные отзывы о курсах. 4) Глупые работяги. Дотягивали изо всех сил. Брали тем, чем славился в партии Молотов. Каменным задом. Очень редко получают высокие баллы, часто могут написать на 50-60. От них самое большое количество негативных отзывов о курсах.

Ну и наконец, третий кит. И имя ему – подтирание отзывов и мухлеж. Куда же деваются негативные отзывы, которые появятся неизбежно, если исходить из того расклада, что я дал? Их сотрут через день или пару недель после появления. Сотрут не все, и не сразу. Сразу подлежат уничтожению только особо болезненные или одиозные. Большая часть негативных отзывов повесит неделю или месяц, потом потрут, чтобы не провоцировать оставивших негатив на справедливый гнев и вопли по всему интернету. Главное, что к сентябрю, как к основному месяцу набора, их не будет. Но что делать, если таких отзывов многовато? Утопить через купленные левые аккаунты ВК. Таких мертвых душ в распоряжении онлайн-школ немало. И эта кибер-орда оставит кучу позитива сразу после негативного отзыва. На этом фоне негатив потеряется. Плюс будет много реальных хороших отзывов от наивных работяг. Левые аккаунты потом используются, чтобы делать 100-балльников, для списка со ссылками на странички этих «героев». В этих списках будут и реальные ребята из первой и второй категории работяг, но для численности будет вагон левых. В итоге все, что называется, «на мази». Бизнес есть бизнес.

P.S. И да, я знаю примеры действительно хорошей работы курсов. Но, как правило такие курсы, больше похожи на обыкновенные групповые занятия с репетитором. Там есть специалист, который ведет относительно небольшую группу, сам лично отвечая и за обратную связь и за проверку, за все, в общем.

Дешевых Н.В.

И еще комментарий коллеги:

“На курсах по русскому частенько сочинения проверяют прошлогодние выпускники) Меня дети завалили в прошлом году в соц. сети сообщениями с просьбами стать кураторами.
К сожалению, часто курсы привлекают не содержанием, а красивой картинкой и маркетингом)

А еще отзывы. Многие отзывы пишут те, кто даже не сдавал экзамен. Один раз коллега прочитала отзыв, где было понятно, как найти человека “Вконтакте”, нашла, написала, а он даже экзамен не сдавал, просто написал за деньги отзыв)”

 100 total views,  2 views today

Поделиться ссылкой: